Проект «Новый порт»

Освоение Новопортовского месторождения на полуострове Ямал — один из стратегических проектов «Газпром нефти». Именно этот актив станет центром мощного кластера добычи, который компания создает на полуострове Ямал.

История

Новопортовское — первое месторождение углеводородов, открытое на полуострове Ямал. Наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки Новопортовского.

К 1987 году на месторождении было пробурено 117 разведочных скважин, однако в активную фазу проект освоения актива вступил лишь после 2010 года, когда «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти». Сегодня оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал».

Положение Новопортовского месторождения на карте Смотреть на карте

Технологии добычи

Наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка обуславливают сложность разработки запасов Новопортовского месторождения.

Необходимой эффективности добычи высококачественной малосернистой ямальской нефти «Газпром нефть» достигает за счет использования современных технологий: строительства горизонтальных и многоствольных скважин, проведения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлил право пользования недрами Новопортовского до 2150 года. Это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти».

до 2150 года продлено право пользования недрами Новопортовского месторождения для «Газпромнефть-Ямал».
Новопортовское месторождение
Новопортовское месторождение
Новопортовское месторождение
Новопортовское месторождение
Новопортовское месторождение
Больше фото в фотобанке «Газпром нефти»

Транспортировка нефти

Задачу вывоза нефти с месторождения специалисты «Газпром нефти» решили, разработав совместно с учеными Крыловского государственного научного центра кораблестроения и морской техники маршрут круглогодичной транспортировки сырья танкерами при поддержке атомных ледоколов.

Реализуемость этого проекта компания подтвердила в 2011 году, совершив опытную проводку атомного ледокола через льды мелководной Обской губы из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до Мыса Каменного.

Первая нефть сорта Novy Port отправилась европейским потребителям по Северному морскому пути летом 2014 года, а в 2015-м начались зимние отгрузки.

Схема транспортировки нефти Новопортовского месторождения
Схема транспортировки нефти Новопортовского месторождения

Поставки сырья с Нового Порта именно в Северную Европу оптимальны практически по всем параметрам: это географически самый близкий к месторождению импортозависимый регион, к тому же специализирующийся на переработке легких малосернистых нефтей, как раз таких как Novy Port.

Для обслуживания проекта «Новый порт» компания создала собственный ледокольный флот. В него вошли шесть танкеров в арктическом исполнении, и два технологичных дизель — электрических ледокола.

Танкеры класса Arc7 серии «Штурман», спроектированные и построеные специально по заказу «Газпром нефти, имеют грузовместимость 42 тыс. тонн при максимальной осадке в 9,5 м, что позволяет им работать на малых глубинах в пресной воде Обской губы. Суда способны самостоятельно преодолевать лед толщиной от 1,4 до 1,8 м и оборудованы носовыми погрузочными устройствами для загрузки сырья с башенного терминала.

Ледоколы «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» построил по заказу «Газпром нефти» Выборгский судостроительный завод. Эти на сегодня самые технологичные суда такого типа в стране рассчитаны на 40 дней автономной работы при температуре в —50 градусов. На чистой воде ледоколы развивают скорость до 16 узлов (30 км/ч), за счет наличия винторулевых колонок способны совершить разворот на 360 градусов за минуту, а мощность силовых установок в 22 МВт обеспечивает ледопроходимость до 2 м, сравнимую с проходимостью атомных ледоколов.

Высокотехнологичный ледокол нового поколения «Александр Санников»
Ледокол нового поколения «Андрей Вилькицкий»

Перевалочная инфраструктура

Отгрузка нефти на танкеры ведется с нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». Из-за мелководья в прибрежной зоне и постоянных наносных течений разместить терминал на берегу оказалось невозможно. В итоге выбор был сделан в пользу выносного причального устройства — в 3,5 км от берега, где можно безопасно загружать крупнотоннажные танкеры.

С берегом терминал соединяют комбинированный питающий и оптоволоконный кабель систем автоматизации и трубопровод для подачи нефти. Для поддержания заданной температуры сырья он спроектирован в виде двух утепленных трубопроводов, по которым в период между отгрузками циркулирует подогретая нефть.

Нефтеналивной терминал «Ворота Арктики»
Нефтеналивной терминал «Ворота Арктики»
Танкеры в арктическом исполнении способны преодолевать льды толщиной до 1,8 м
Зимняя отгрузка нефти Северным морским путем в сопровождении ледоколов
Нефть с месторождения поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км
Больше фото в фотобанке «Газпром нефти»

«Ворота Арктики» — уникальное техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитано на работу в круглогодичном режиме в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м.

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы.

Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее — к терминалу, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Инфраструктура, созданная на месторождении и на берегу Обской губы, позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год.

8,5 млн тонн в год Мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти

Перспективы

Наличие мощного нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», а также реализация проекта «Газ Ямала», в рамках которого создается масштабная инфраструктура для транспортировки газа с ямальских месторождений, открывают возможности для разработки целого ряда новых активов в южной части полуострова Ямал.

«Газпром нефть» формирует здесь мощный кластер добычи углеводородов. Компания уже получила лицензии на геологическое изучение Южно-Новопортовского и Сурового лицензионных участков, подтверждение ресурсного потенциала которых позволит обеспечить оптимальную загрузку производственной и транспортной инфраструктуры, созданной на территории Новопортовского месторождения.

Газовая инфраструктура Новопортовского месторождения
Газовая инфраструктура Новопортовского месторождения

«Новый порт» в цифрах

(по данным на 31 декабря 2018 года)

188,9 млн тонн н.э. Доказанные + вероятные запасы углеводородов PRMS
8,0 млн тонн н.э. Проектная пиковая добыча нефти
7,26 млн тонн Нефти добыто в 2018 году
5,95 млн тонн Нефти добыто в 2017 году
1,5 трлн руб. Ожидаемые налоговые поступления до 2040 г.