В мировом океане – Журнал «Сибирская нефть»

В мировом океане

«Газпромнефть — смазочные материалы» выводит на мировой рынок собственный бренд судовых масел

Текст: Александр Коробченко
Фото: Алексей Николаев, Александр Таран

Бизнес судовых масел «Газпромнефть — смазочных материалов» прочно закрепил лидерские позиции на отечественном рынке. Сегодня компания выходит на мировую арену, причем для глобализации бизнеса разработан оригинальный продукт — линейка собственных масел Gazpromneft Ocean

Решение о расширении ассортимента и выходе «Газпромнефть — смазочных материалов» на рынок судовых масел было принято в 2012 году. Развивать новое направление планировалось в два этапа. В рамках первого был проведен тендер на отбор лицензиара среди ведущих мировых производителей судовых смазочных материалов. Победителем тендера стала американская компания Chevron, в марте 2012 года подписавшая с «Газпром нефтью» лицензионное соглашение на производство и реализацию судовых масел Texaco (бренд Chevron) в России, СНГ и странах Прибалтики. Продукты поставили в производство непосредственно после подписания контракта: выпуск масел наладили на собственных активах «Газпром нефти» — Омском и Московском заводах смазочных материалов. И уже в сентябре 2012 года состоялась первая отгрузка масел Texaco из Омска в Петропавловск-Камчатский.

«Газпромнефть — смазочные материалы», прочно закрепив лидерство на отечественном рынке, выходят на мировую арену с собственным оригинальным продуктом

Параллельно с запуском продукта в производство началась работа по формированию в России сети снабжения. Несмотря на многочисленные сложности, связанные с нехваткой опытных подрядчиков, дефицитом спецтранспорта и маслоналивных терминалов, компании удалось организовать бункеровки на Северо-Западе, Дальнем Востоке и в Южном федеральном округе. Уже к 2014 году сформировалась развитая сеть снабжения судового сегмента «Газпромнефть-СМ» не только в портах России, но и Прибалтики, а также стран СНГ. Это позволило компании поставлять наливные и фасованные судовые масла с причала и на рейде в максимально короткие сроки. Весной 2017 года открылся офис судового направления «Газпромнефть-СМ» на Дальнем Востоке, за счет чего удалось устранить фактор часовых поясов при работе с клиентами и повысить оперативность и качество снабжения в портах региона. «Мы создаем комфортные условия для ведения судового бизнеса на Дальнем Востоке, — подчеркивает директор филиала компании „Газпромнефть — смазочные материалы“ в Санкт-Петербурге Роман Мирошниченко. — Порты региона стремительно развиваются и становятся хабами. Уровень предоставляемых услуг, в том числе качество судовой смазочной продукции и технического сервиса по конкурентоспособным ценам, позволит Владивостоку, порту Восточный и Находке стать альтернативой портам Японии, Китая и Южной Кореи».

Плюс по всем фронтам

За 5 лет работы судового направления компания решила колоссальный объем задач: выстроила собственную логистическую сеть, прошла сертификацию производства и рецептур, приобрела опыт работы в международной сети снабжения одного из мировых лидеров отрасли, а также наработала собственную клиентскую базу российских и иностранных судовладельцев. Уже в 2015 году «Газпромнефть-СМ» стала лидером по производству и реализации судовых масел в России и продолжает уверенно наращивать свою долю рынка. Так, по итогам первых шести месяцев 2017 года «Газпромнефть-СМ» сохранила лидерство на национальном рынке судовых масел, поставив клиентам свыше 7400 тонн, или на 7,5% больше смазочной продукции, чем за аналогичный период прошлого года.

«Результаты нашей работы в первом полугодии 2017 года показывают, что, даже являясь лидером рынка, „Газпромнефть-СМ“ не останавливается на достигнутом и продолжает повышать эффективность бизнеса и увеличивать объемы реализуемой смазочной продукции, — отмечает Роман Мирошниченко. — Расширение географии снабжения, оптимизация высокотехнологичной линейки смазочной продукции и повышение качества технического сервиса позволили нам улучшить показатели первых шести месяцев 2016 года, ставшего самым успешным за все время работы бизнеса судовых масел».

Александр Трухан
Александр Трухан,
генеральный директор
«Газпромнефть — смазочных материалов»:

Вывод на рынок собственного бренда судовых масел — важный шаг в развитии глобальной деятельности нашей компании. Мы понимаем, что перед нами стоят серьезные бизнес-задачи, решение которых требует максимальной эффективности, квалифицированного подхода и технологичных решений. Нам предстоит сложный путь, но перспектива стать значимым игроком мировой отрасли заставляет нас развиваться опережающими темпами. Наша продукция уже стала «номером один» на российском рынке, теперь наш бизнес готов заявить о себе на международной арене.

По словам директора филиала, современный квалифицированный технический сервис в бизнесе судового снабжения играет не меньшую роль, чем налаженная логистическая схема и полноценная линейка современных высококачественных смазочных материалов. Основной тип продукта на рынке — моторные масла, от которых зависит долговечность работы двигателей и самого судна, а вместе с ними и эффективность всего бизнеса. Своевременный лабораторный анализ рабочих моторных масел позволяет следить за состоянием оборудования и выявлять его износ до того, как это повлияет на эксплуатацию судна. Для того чтобы обеспечить долговечность работы судовых механизмов и сделать эксплуатацию техники экономичнее за счет длительного срока службы смазочных материалов, специалистами «Газпромнефть-СМ» была разработана программа профессионального технического сервиса PLUS (Professional Lubricant Service). Программа включает консультации по подбору продуктов и их совместимости, составление карт смазок, тестирование проб судовых масел в международной независимой лаборатории и при помощи портативных экспресс-лабораторий прямо на борту судна, а также другие актуальные для судовладельцев технические сервисы.

Навстречу рынку

Появление полноценного технического сервиса стало завершающим звеном первого этапа развития «Газпромнефть-СМ» на рынке судовых масел. Второй этап становления судового бизнеса компании предполагает выход на международную арену с собственной линейкой смазочных материалов Gazpromneft Ocean. Добиться успеха здесь намного сложнее: уровень конкуренции в глобальном масштабе несопоставим с внутренним рынком России. Пятерку лидеров мирового рынка судовых масел в основном составляют дочерние организации вертикально-интегрированных нефтяных компаний: Total, Chevron, Shell, ExxonMobil. Единственное исключение здесь — компания Castrol — лидер мировой отрасли смазочных материалов. В то же время на рынке присутствуют и относительно новые игроки, соперничество с которыми на старте выхода «Газпромнефть-СМ» на глобальный рынок будет вынесено на передний план: Gulf Marine, Aegean, Lukoil. Это молодые, амбициозные и агрессивные компании, стремящиеся оторвать кусок пирога у «мейджоров», основных игроков рынка.

Фото: Алексей Николаев, Александр Таран

Точкой отсчета нового витка рыночной гонки судового бизнеса «Газпромнефть-СМ» можно считать июнь 2017 года, когда производство судовых масел Gazpromneft Ocean стартовало на Омском заводе смазочных материалов. Продуктовый портфель новой линейки включает в себя 15 наименований современных моторных масел для высоко-, средне- и низкооборотных двигателей, работающих на различном судовом топливе. Ассортимент моторных масел Gazpromneft Ocean дополняется маслами линейки Gazpromneft, предназначенными для различных типов судового оборудования.

Впрочем, 15 наименований новых масел — это лишь начало. Специалисты компании постоянно работают над развитием ассортимента и над его соответствием рыночным тенденциям и потребностям судовладельцев. В частности, современная тенденция к использованию судами экономичного режима работы двигателя требует особых смазочных материалов. Для двигателей, длительное время работающих в режиме slow steaming, в продуктовый портфель «Газпромнефть-СМ» включены масла с повышенным щелочным числом, которые обеспечивают максимальную защиту колец, гильз цилиндра и поддерживают чистоту в поршневой зоне.

Специалисты компании постоянно работают над развитием ассортимента и над его соответствием рыночным тенденциям и потребностям судовладельцев

Также ассортимент продукции регулярно пересматривается в связи с изменениями в международном экологическом законодательстве. Ограничение количества серы в судовом топливе до 0,5% вступит в силу только в 2020 году, однако уже сегодня «Газпромнефть-СМ» выпускает судовые масла с низким щелочным числом, которые могут быть использованы для смазки двигателей, работающих на СПГ, метаноле, топливе с ультранизким содержанием серы и других более экологичных типах топлив. Переход на такой тип горючего стал одной из тенденций 2017 года: за первое полугодие текущего года «Газпромнефть-СМ» практически в 9 раз увеличила объем реализации масел с низким щелочным числом.

Расширяя границы

Широкий ассортимент масел с различной степенью щелочности позволяет осуществлять бункеровки всех типов судов, включая те, чей маршрут проходит через регионы ECA (Emission Control Area — зоны контроля выбросов в акваториях Северного и Балтийского морей, у побережья США и в Карибском бассейне). В свою очередь «Газпромнефть-СМ» расширяет собственную сеть региональных представительств с иностранной пропиской: выстраиваются каналы сбыта, происходит привлечение региональных менеджеров по продажам с опытом и сформированной репутацией в бизнесе судового снабжения. Дальнейшее развитие подразумевает усиление логистики и технического маркетинга в регионах для того, чтобы активнее коммуницировать с зарубежными партнерами, повышать качество услуг и улучшать экономические показатели.

Сегодня уже понятно, что в условиях жесткой конкурентной борьбы с мировыми лидерами отрасли от нового игрока потребуется больше, чем широкий ассортимент высококачественной продукции, продвинутый технический сервис и определенный базовый набор портов присутствия. «Газпромнефть-СМ» выстраивает логистику таким образом, чтобы иметь возможность осуществлять снабжение в течение 2–3 дней не только в ключевых судоходных портах мира (их также называют порты-хабы), но и в портах так называемой третьей категории, отдаленных и труднодоступных. Для обеспечения бесперебойных поставок масел в зарубежные порты компания планирует расширять географию производства и хранения продукции за счет площадок по смешению масел в Европе, Азии и Южной Америке.

Gazpromneft Ocean

Фото: Алексей Николаев, Александр Таран

Масла Gazpromneft Ocean серии CCL — это высококачественные масла, предназначенные для смазки цилиндров низкооборотных крейцкопфных судовых двигателей. Масла имеют различную степень щелочности, что позволяет использовать их в двигателях, работающих на судовом топливе как с высоким (HSF), так и с ультранизким (ULSF) уровнем содержания серы.

Для смазки картеров низкооборотных крейцкопфных дизельных двигателей в продуктовом ряду Gazpromneft Ocean предусмотрен продукт CSO 7. Это высококачественное смазочное масло производится на основе базовых масел высокой степени очистки и имеет эффективные свойства, препятствующие коррозии и пенообразованию.

Масла Gazpromneft Ocean серии TPL специально разработаны для применения в среднеоборотных тронковых дизельных двигателях, которые работают на тяжелых видах топлива. В состав масел серии TPL входят высококачественные базовые масла и присадки, которые обеспечивают максимальную защиту от залегания колец, образования отложений в поршневой зоне и износа двигателей даже при самых суровых условиях эксплуатации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ